Русская баня

 

Девушка с вениками

Девушка с вениками

Современный человек настолько привык отождествлять процесс омовения тела с сиянием сантехнического фаянса, с блеском хромированных деталей душа, смесителя, крана, с первозданной чистотой кафеля, что понятие «баня по-черному» как-то слишком уж тяжело укладывается в этот ассоциативный ряд.

А меж тем для наших предков русская баня поначалу была именно такой – черной. И прилагательное «черная» здесь используется вовсе не в переносном смысле: черными в небольшом бревенчатом строении были и стены, и потолок, и полати. А все от того, что дым из открытого очага, топившегося в бане, не изгонялся сразу вон, а использовался для дезинфекции помещения. И только после этого баня «выстаивалась»: сначала дым выпускался через неплотно прикрытую дверь да через своеобразное вентиляционное отверстие в потолке — «сторонку», представляющее из себя незакрепленную потолочную доску, которую при потребности можно было сдвигать.

Молодые люди релаксируют в бане

После, выливая на раскаленные валуны над очагом ковш воды, организовывали первый пар, который из бани весь выпускался. Затем полати отмывались от копоти, а потолок просто обмахивался веником. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что, если дрова выбираются правильные, из древесины подходящих для этого лиственных пород (например, березы), то копоти практически не бывает.

Со временем, «с повышением уровня жизни народа», стали в русских деревнях сооружать «бани по-белому». В такой бане очаг уже был закрытым и представлял собой каменную, кирпичную или металлическую печь, непременно дополненную баком для нагрева воды. И, хотя для того, чтобы протопить такую баню, дров требовалось гораздо больше, да ведь и париться в ней стало намного приятней и проще. Вот только по части дезинфекции она все-таки своей предшественнице – «бане по-черному» — уступала, а потому на деревню хотя б одну такую – стерильную – баню оставляли, и использовали, в том числе, и в качестве местного родильного отделения.

А еще с баней связанно огромное количество народных обрядов и верований, основанных, разумеется, на практических потребностях. Например, перед свадьбой в русских деревнях принято было устраивать совместный банный день для невесты и ее будущей свекрови. И тогда мать жениха получала возможность рассмотреть «товар» не только «лицом», а и телом – нет ли у невестки каких изъянов, которые помешают ладно управляться по хозяйству, подходящего ли она сложения для воспроизведения многочисленного потомства, хворей ли каких за ней не числится – в общем, медкомиссия почище, чем в военкомате.

В бане лечились, мирились, набирались сил, зачинали первенца – в общем, русской бане доверяли все сокровенное от первой до последней минуты жизни. Так почему бы не воспользоваться многовековой народной мудростью и не подарить себе такое уникальное сооружение?